Витражные истории

Самым древним из дошедших до нас целых витражей историки считают датированную 686 годом картину-композицию из английского монастыря Св.Павла. Наиболее древний фрагмент – изображение головы Христа, найденный при раскопках в Германии, в Вейссембургском аббатстве. Изначально витражи изображали исключительно фигуры святых, чуть позже тематический спектр пополнился сценками из жизнеописаний.
Расцвет средневековья привнес в тематику витражей большее разнообразие – появились геральдические изображения, первоначально на усыпальницах, а потом и просто в родовых семейных церквях.
Эпоха Возрождения стала для витражного искусства вторым рождением. Пышный расцвет декора во всех его проявлениях не мог не затронуть и такое мощное средство воздействия на восприятие, как картины из стекла. Оконные витражи стали изобиловать пасторальной тематикой, изящными растительными рисунками и даже геометрическими абстракциями. В это же время в искусство приходит витражный портрет – не каноническое изображение церковных святых, а самые настоящие портреты вельмож и венценосцев, покровительствовавших мастерам.
С конца 19 столетья витражное искусство вышло на новый уровень благодаря созданию новых идентичных техник – сперва «стекла клуазоне», слишком трудоемкого и дорогостоящего, а затем наиболее популярной и по сегодняшний день техники Тиффани.
20 век подарил миру витражный абстракционизм, широко использованный впоследствии советскими витражистами, и цельностеклянные витражные сооружения – такие, как башня токийского Музея искусств.
Многообразие нынешних техник витража раскрывает перед мастерами неограниченные возможности в плане художественного воплощения в стекле любых композиционных и дизайнерских решений.